Сегодня: 15 Марта 2007 года

ENGLISH  |  Карта Сайта  |  Обратная Связь  


Поиск
О Журнале  |  Архив  |  Партнеры  |  Подписка  |  Контакты
АРХИВ НОМЕРОВ:

2007 год

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12


ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ:


e-mail:







Главная | Архив | Выпуск 3/2006

Коломенское
Рубрика: Прогулки по Москве



На этот раз мы совершим путешествие в знаменитый историко-архитектурный заповедник «Коломенское» – бывшую загородную резиденцию московских великих князей и российских царей. Век за веком небольшое сельцо, расположенное на высоком берегу Москвы-реки, обустраивалось лучшими зодчими страны. Сегодня это музей русской архитектуры XVI – XVII веков, заповедный островок древности внутри гигантского мегаполиса. В отличие от былых времен, добраться сюда можно за считанные минуты на метро.

Недавно археологи открыли на территории заповедника стоянку первобытных людей – ей 30 тысяч лет. А первое летописное упоминание о Коломенском относится к 1330-м годам, времени княжения Ивана Калиты. Князь, часто бывая в татарской ставке, Золотой Орде (не зная, вернется ли назад), на всякий случай завещал село Коломенское младшему брату Андрею. Многое перевидало оно за свою историю. В сентябре 1380 года великий князь Дмитрий Донской собирал здесь войска после победоносной Куликовской битвы с татарскими войсками для торжественного вступления в Москву. На главной площади проводились парадные церемонии, смотры стрелецких полков, приемы иностранных послов. В тени мощных дубов (некоторые сохранились до наших дней)учился грамоте сын Алексея Михайловича – юный Петр I, здесь он проводил первые «потешные» маневры и совершал водные путешествия. Здесь родилась его дочь Елизавета, будущая императрица. Любила отдыхать в Коломенском и Екатерина II: посещала крестьянские семьи, участвовала в празднествах и свадьбах, одаривала женихов и невест, крестила детей.

Первое летописное упоминание о Коломенском относится к 1330-м годам – времени княжения Ивана Калиты.

В отличие от царственных особ и их гостей, мы попадем на территорию бывшей царской резиденции не со стороны реки, а через Задние ворота – бывший служебный въезд в усадьбу. От них прямая дорога к Передним воротам (1672 год), увенчанным шатром. Их несколько грузные формы – предвестие архитектуры «московского барокко» , которое возникнет через два десятилетия. Эти две постройки – все, что осталось от каменной ограды, окружавшей царский дворец (о нем ниже). Не отвлекаясь на виднеющиеся тут и там интересные объекты, идем к главному чуду Коломенского – храму Вознесения.

Он был возведен в 1532 году царем Василием III в ознаменование рождения сына – будущего Ивана IV Грозного. Вид, открывающийся сквозь арку Передних ворот, и сегодня поражает своей красотой. На фоне захватывающего дух широкого обзора заречных далей – устремленный ввысь белорозовый кристалл храма. Это не просто красивая метафора: основой композиции действительно является геометрически правильная форма гигантского кристалла, состоящая из основания, восьмерика и шатра, скомпонованных слитно и неделимо; все вспомогательные декоративные элементы эту форму не нарушают, а лишь способствуют ощущению цельности. Разобщенный, распадающийся на отдельные объекты ансамбль не смог бы создать столь впечатляющего художественного синтеза архитектуры с природой.

Храм Вознесения в Коломенском был первым каменным шатром, построенным на Руси. Образцом для него послужила древняя форма национальной архитектуры, родившаяся, вероятно, в лесных дебрях русского Севера. Главным строительным материалом там было дерево;форма шатра рубилась легко, идеально подходила для завершения стремящейся ввысь композиции храма или часовни и хорошо вписывалась в северный пейзаж – суровый и одновременно лиричный. Нам, людям ХХI века, он напоминает взметнувшуюся в небо ракету.

На восточной стороне галереи храма сохранились остатки каменного трона; отсюда российские государи любовались ширью Москвы-реки, лугами и далекими лесами, синевшими на горизонте, судами иностранных послов, прибывших на аудиенцию. Увы, сегодня пейзаж полностью изменился: перед глазами белеют бесконечные кварталы «спального района».

Когда-то рядом с храмом Вознесения стояло другое чудо, о котором приходится говорить в прошедшем времени, – деревянный дворец царя Алексея Михайловича (1667 – 1671 годы), почитаемый современниками за одно из чудес света. Он представлял собой огромный комплекс – скопление башен, шатров, теремов, хором и других помещений, причудливо крытых и соединенных переходами. Все это сверкало и переливалось золотом и красками, щеголяло затейливой резьбой. По словам очевидцев, царский дворец был похож «на прекрасную игрушку, словно только что вынутую из ларца». Неслыханной роскошью отличались и интерьеры. Он был разобран в XVIII веке по распоряжению Екатерины II: деревянные строения обветшали до крайней степени и могли рухнуть в любой момент. Императрица приказала изготовить подробный макет дворца, который хранится в фондах заповедника. Возможно, с его помощью дворец будет восстановлен. А теперь можно не спеша осмотреть остальные достопримечательности заповедника. Рядом с храмом Вознесения стоит Георгиевский храм-колокольня, оставленный XVI столетием. Это небольшое цилиндрическое двухъярусное сооружение – один из немногих дошедших до нас храмов типа «иже под колоколы» (то есть совмещение в одном строении церкви и колокольни, обычно стоящих раздельно). Ложные арки на нижних стенах, усложненный рисунок карнизов говорят о том, что уроки итальянского мастера Алевиза, строившего Архангельский собор в Московском Кремле, были усвоены русскими зодчими. Неподалеку от Георгиевского храма высится Водовзводная башня (1640 – 1660-е годы), снабжавшая водой всю обширную площадь царской резиденции. Обходя территорию по намеченным стрелками маршрутам, можно полюбоваться памятниками деревянного зодчества XVII века, перевезенными сюда в 1930-е годы для сохранения. Это, прежде всего, башня Братского острога (1652 год), стоявшего на берегу сибирской реки Ангары, башня Николо-Карельского монастыря (1692 год) с побережья Белого моря, медоварня из Преображенска (начало XVIII века) и самый интересный из памятников – домик Петра I (1702 год) из-под Архангельска. Это типичное крестьянское жилище – два сруба с сенями между ними – включает четыре комнаты: кабинет царя, светлицу (столовую), спальню и чулан. По мере возможности воссоздана обстановка, существовавшая при Петре, – книги, карты, глобус, иконы, бытовые предметы.

На фоне захватывающего дух широкого обзора заречных далей – устремленный ввысь бело-розовый кристалл храма. Нам, людям ХХI века, он напоминает взметнувшуюся в небо ракету.

С галереи храма русские государи любовались ширью Москвы-реки, далекими лугами и лесами, судами иностранных послов, прибывших на аудиенцию.


В стороне от основного комплекса, за оврагом располагается храм Иоанна Предтечи в Дьякове (середина XVI века), построенный Иваном Грозным в память принятия им царского титула. В давние времена храм первым встречал суда, подплывавшие к царской резиденции по Москва-реке. Торжественно несет он свои пять восьмигранных столпов, главный из которых увенчан барабаном, состоящим из мощных полуцилиндров. Необычный для своего времени по композиции, этот храм – предшественник собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Рядом с храмом Вознесения стоит Георгиевский храм-колокольня, оставленный XVI столетием, – один из немногих дошедших до нас храмов типа «иже под колоколы».

Возвратясь, наконец, к Задним воротам, осмотрим пропущенную вначале придворную Казанскую церковь (1649 – 1650 годы) – типичное пятиглавие, каких немало строилось на Руси. Есть сведения, что крытый переход соединял ее с дворцом.

Можно также посетить сохранившиеся хозяйственные постройки – Сытный двор, где проходят выставки из фондов музея, и Фряжский погреб, в котором хранились заморские вина, а ныне проводятся театрализованные представления для туристов.

Олег Торчинский




Фотографии к статье:


Копирайт-блок, 2006