АРХИВ НОМЕРОВ: |
 2008 год 
|
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ: |

|
|
|
 |
 Главная | Архив | Выпуск 10/2008
|
«О спорт, ты – мир!»
Рубрика: Дипломатия и спорт



Президент Олимпийского комитета России Л.В. Тягачев ответил на вопросы журнала «Дипломат».
- Глубокоуважаемый Леонид Васильевич, какое место, на Ваш взгляд, занимают международные состязания спортсменов, их победы и поражения, в поддержании и наращивании престижа государства? Как Вы оцениваете с этой точки зрения итоги Олимпийских игр в Пекине для России и для хозяина игр – Китая?
- Это уже данность современного мира: спорт к своим многочисленным функциям присовокупил еще одну – дипломатическую, так что и Олимпийский комитет России, и наше Министерство спорта можно образно назвать подразделениями МИД России. Все это началось не сегодня и не вчера, а еще в позапрошлом веке, когда свои идеи провозгласил Пьер де Кубертен, вернувший человечеству Олимпийские игры и придав им планетарный масштаб. Вся философия Кубертена и практическая часть его Олимпийского проекта пронизаны стремлением сделать спорт эффективным инструментом сотрудничества и взаимопонимания народов и стран. Лозунг «О спорт, ты – мир!» сегодня принадлежит к числу самых распространенных, самых известных среди представителей разных стран. Международный олимпийский комитет (МОК) – это одна из самых устойчивых интернациональных организаций, в Пекине она собрала под свое знамя 204 государства. Но нужно осознавать, что Олимпийские игры – это далеко не фестиваль, где отношения между участниками просто дружеские; в спорте эти отношения осложнены острейшим соперничеством, конкуренцией, нередко Олимпиады называют бескровными войнами. И совершенно понятно, что в ходе крупнейших соревнований, таких как Олимпийские игры, возникает множество конфликтных ситуаций, споров, есть место и вражде. Но на выходе, по окончании Игр, мы всегда имеем безусловный плюс: они запоминаются своим духом олимпизма – товариществом, взаимоуважением, общим стремлением к совершенству. Не случайно при МОК существует такая организация, как Международный комитет «Фейр Плэй» («Честная игра»), который ежегодно вручает спортсменам призы за благородные поступки, за безупречную репутацию. Конечно, не все в международном спорте проистекает гладко, я уже сказал, что есть и противоречия, и столкновение интересов, но, как говорится, такова спортивная жизнь. Таков современный мир в целом.
Олимпийские игры 2008 года стали, на мой взгляд, лучшими во всех отношениях. Китай, что называется, выложился, приложил максимум усилий, не пожалел громадных ресурсов, чтобы Олимпиада удалась. Великолепными были спортсооружения, великолепно были подготовлены 100 тыс. волонтеров, помогавших олимпийцам. Олимпийская деревня – самая лучшая за всю историю Игр. Обстановка тоже была замечательной, хотя ее пытались омрачить самые разные силы, начиная с тех, которые призывали к бойкоту Олимпиады-2008, кто организовал в Лондоне и Париже провокации во время эстафеты олимпийского огня, и заканчивая кровавой акцией 8 августа, инспирированной определенными стратегами и выполненной их грузинскими марионетками. Несмотря на эти провокации, наша олимпийская семья постаралась сделать так, чтобы Игры не были омрачены. Олимпийцы принесли миллиардам людей на планете радость от просмотра соревнований и всего, что с ними связано. Мы и с грузинскими коллегами спокойно общались в Олимпийской деревне, поздравили их с медалями.
- Насколько совпадают задачи и формы поддержания ОКР с МИД России? Есть ли у ОКР «посольства» в виде постоянных представительств в Лозанне и других спортивных столицах мира?
- ОКР и МИД РФ связывают и дружеские контакты на уровне руководителей организаций, и постоянное сотрудничество всех наших подразделений. Достаточно сказать, что ОКР неоднократно проводил при самой активной поддержке МИД практические семинары для тех наших функционеров, которые представляют российский спорт в международных спортивных федерациях и союзах. Вместе с нашими дипломатами мы решаем проблему повышения уровня нашего представительства в этих организациях, и определенные сдвиги уже есть. При подготовке каждой Олимпиады ОКР плотно контактирует с Посольством РФ в стране, принимающей Игры. Мы совместно готовим и проводим различные спортивные и культурные акции, приемы.
Своих представительств, «олимпийских послов» в других странах у ОКР нет. Но мы поддерживаем отношения с самыми разными национальными комитетами, особенно с коллегами из стран СНГ и Балтии, между нами никакие черные кошки не пробегали, мы остаемся друзьями-соперниками. В штаб-квартире МОК в Лозанне у нас нет своего представителя, но у России есть три члена МОК – Виталий Смирнов, Шамиль Тарпищев и Александр Попов. С российскими посольствами в других странах мы сотрудничаем, общими усилиями осуществляем различные программы. У нас в этом отношении уже есть традиции. За несколько месяцев до начала Олимпийских игр 1992 года в Барселоне вице-консулом там был назначен Леонид Драчевский, бывший заместитель председателя Госкомспорта СССР, в должности вице-консула он занимался преимущественно проблемами, связанными с участием наших спортсменов в Олимпиаде. Эта практика была повторена в период подготовки к афинским Играм: штатным сотрудником Посольства в Греции стал вице-президент ОКР Виктор Хоточкин, ныне он первый вице-президент ОКР.
-Как Вы оцениваете сотрудничество ОКР с МИД России, а также Ваше взаимодействие с руководителем федерации гребного слалома С.В. Лавровым?
- В ОКР неоднократно бывал один из опытнейших отечественных дипломатов - Евгений Максимович Примаков. Он научил нас очень многому во время бесед и выступлений, привлек к этой работе своих коллег, учеников. С Сергеем Лавровым меня связывает личная дружба, мы на «ты». Но если говорить объективно, то наш министр иностранных дел – это профессионал высочайшего класса, я любуюсь, когда он отвечает на вопросы журналистов, выступает где-либо, это жесткий, честный, высокообразованный человек, для которого превыше всего интересы страны и личная честь. Он и себя в обиду не даст, и Россию. Истинный боец. Он и в спорте себя показал не только на футбольном поле: недавно стал президентом федерации гребного слалома России – и вот уже на Играх в Пекине мы получили медаль, которой, честно говоря, не ждали или не очень ждали. Это говорит еще и о том, что Сергей Лавров – «фартовый» человек, он свою везучесть переносит и на все свои поприща, в том числе и на свою спортивную федерацию.
- Политика неизбежно вторгается в олимпийские дела. Не стали исключением и пекинские Игры. Теперь пошли разговоры о «наказании» России, чуть ли не о переносе зимних Игр 2014 года из Сочи. Каковы формы воздействия политических истеблишментов разных стран на свои олимпийские комитеты? Можно ли хотя бы надеяться на возникновение «чистого спорта» без воздействия политики?
- Никто не сможет отобрать у нас Олимпийские зимние игры 2014 года. А если какая-то страна решит их бойкотировать, не участвовать, это грозит ей санкциями. Олимпийская делегация такой страны подвергнется дисквалификации или каким-то другим наказаниям. Перенести Игры теоретически можно, но только из-за какого-либо форс-мажора, серьезного катаклизма. А политики или, скажем так, «ястребы от политики» не смогут воспрепятствовать проведению Игр там, где это уже определено голосованием членов МОК на своей сессии. В настоящее время и МОК, и НОКи стали достаточно независимыми от всевозможных политических движений, даже от правительств своих стран. В 1980 году московская Олимпиада частично пострадала из-за бойкота, спровоцированного американским Президентом Картером, через четыре года мы дали «симметричный ответ» Лос-Анджелесу – не пустили своих спортсменов на Игры-84 и воспрепятствовали участию в них спортсменов социалистических стран (за исключением Китая и Румынии). Но, слава Богу, такого больше не повторялось, и будем надеяться, что никакие политические силы не замахнутся на олимпийское движение.
Фото ИТАР-ТАСС и пресс-службы ОКР.
|
Фотографии к статье:
|
|
|