Сегодня: 15 Сентября 2008 года

ENGLISH  |  Карта Сайта  |  Обратная Связь  


Поиск
О Журнале  |  Архив  |  Партнеры  |  Подписка  |  Контакты
АРХИВ НОМЕРОВ:

2008 год

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12


ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ:


e-mail:







Главная | Архив | Выпуск 7/2008

Дорога в Мандалай. И далее...
Рубрика: Путешествия с «Дипломатом»



первая часть статьи была опубликована в предыдущем номере

Все давным-давно минуло, и прошло немало дней,
А из Лондона не ходят омнибусы в Мандалей;
И теперь я понимаю, что солдаты говорят:
«Кто услышал зов Востока, тянет всех туда назад».
Тянет всех туда назад
В пряный, пьяный аромат,
В край, где солнце, и заливы, и колокола гремят,
На дороге в Мандалей...

Редьярд Киплинг. «Мандалай»
Перевод М. Гутнера.


Всего несколько десятков минут полета занимает путешествие в новую столицу Мьянмы - город Найпьидо. Город начали строить в 2003 году рядом с овеянным историей городом Пьиньмана, где во время Второй мировой войны японцы создали училище по подготовке офицеров бирманской Армии независимости. 27 марта 1945 года курсанты восстали, перешли на сторону союзных держав и истребили своих вчерашних наставников. День армии с тех пор отмечается как один из главных национальных праздников. Не удивительно, что именно это место было выбрано для новой столицы нынешним военным правительством Мьянмы, которое руководит страной с 1988 года. Двух лет хватило на подготовку, и, в соответствии с указаниями астрологов, в 6.37 утра 6 ноября 2005 года 1100 армейских грузовиков начали перемещение из Янгона 11 батальонов и сотрудников 11 министерств. Согласно вступившей в мае нынешнего года новой Конституции Найпьидо стал не просто столицей, но федеральным округом, подобно американскому Вашингтону. Найпьидо расположен в центре Мьянмы, примерно на равном удалении и от Янгона, и от неспокойных, пользующихся широкой автономией провинций Шан, Качин, которые населены одноименными народностями и «славятся» своими неконтролируемыми центральными властями плантациями опийного мака и копями драгоценных камней. Это там, на стыке границ Мьянмы, Китая и Лаоса, лежит печально известный «Золотой треугольник».

Город Найпьидо впечатляет своими размерами и темпами строительства. От современного аэропорта новое шоссе ведет к довольно далеко отстоящим друг от друга районам города. Переночевав в комфортабельных бунгало неподалеку от уже действующего гольф-клуба, мы проехали мимо будущего дипломатического района с еще только намеченными границами 100 посольских участков и отправились в административный район на встречу с мэром столицы. Полковник У Тун Чжи встретил нас вместе со своими заместителями, тоже старшими офицерами, у входа во внушительное здание Комитета по развитию Найпьидо, как официально именуется мэрия. В ходе мультимедийной презентации и беседы мы узнали, что население сейчас превышает 900 тыс. жителей, а к 2020 году достигнет 2 млн. Уже наполовину готово здание парламента, на три четверти – резиденции Президента и вице-президентов (эти институты были в мае узаконены новой Конституцией). В прошлом и позапрошлом году открылись два городских рынка, крупный торговый центр. Для приехавших из старой столицы чиновников построены районы, каждый из которых предназначен для обладателей разных рангов. Для министров – 35 особняков, для их заместителей – 45, для старших чиновников – 465 таунхаусов, для средних – 514 многоквартирных домов. Технический персонал проживает в 132 домах по типу общежитий. Само собой разумеется, уже действуют школы, полицейские участки, пожарные депо, госпитали. Построены и строятся шоссе и мосты, железнодорожный вокзал. Открылись зоопарк и ботанический сад, во всех районах разбиты парки и спортивные площадки, а на горе завершается строительство огромной пагоды.

Строительство и содержание нового большого города требует чем дальше, тем больше остродефицитной в Мьянме электроэнергии. Эту проблему призвана решить ГЭС «Понлонг», первый агрегат которой дал ток в марте 2005 года. Строительство было задумано еще в 1953 году, когда американцы провели обследование местности. В 1996-1999 годах японская фирма Kajima соорудила два водоотводных туннеля. Сооружением дамбы занимались в 1997--2004 годах местные строители, и в те же годы китайская фирма YMEC из соседней провинции Юньнань установила в вырубленном в скале просторном машинном зале четыре турбины мощностью по 70 МВт. Сопровождавший нас директор ГЭС оказался выпускником университета, основанного в 1950-е годы Советским Союзом. Он вспомнил кое-какие русские слова и выразил надежду на то, что российские коллеги еще скажут свое слово в освоении неисчислимых гидроэнергетических ресурсов Мьянмы. Ведь до 2022 года планируется построить 15 крупных ГЭС!

Строительство одной из них, ГЭС «Ейва», мы посетили еще на пути в Мандалай. Построить станцию на реке Намту, крупнейшем притоке Иравади, задумали еще англичане в 20-е годы прошлого века. Но только в 1994 году местные и японские специалисты определили место для строительства дамбы, в 2000 году японская фирма Nippon Koei представила проект ГЭС, но через год Правительство Мьянмы подписало контракт на консультирование строительства со швейцарской фирмой Colenco Power Engineering. С чувством законной гордости показывали нам плоды своего труда строители из Мьянмы и Швейцарии. Масштаб уже проделанной работы впечатляет. А когда в конце 2009 года четыре турбины шанхайского завода фирмы Siemens, каждая мощностью 197,5 МВт, заработают на полную мощность, дешевая электроэнергия пойдет в единую энергосистему Мьянмы и в соседнюю китайскую провинцию Юньнань в счет кредита, предоставленного КНР на строительство ГЭС.

Активность Китая в Мьянме видна невооруженным глазом. Аэропорты и портовые сооружения на побережье, шоссейные и железные дороги, гостиницы и ГЭС, а еще кредиты на выгодных условиях и многое другое, о чем зашел разговор во время устроенного в нашу честь Посольством России приема для иностранных журналистов Янгона. «Сейчас Президента Буша винят в чудовищных ошибках в Афганистане и Ираке. Но вот увидите, ему еще припомнят Мьянму, - говорил живущий уже несколько лет в Янгоне американец. – Вашингтон организовал совместно с европейцами экономические санкции против военной хунты Мьянмы, которая ничем не лучше и не хуже таиландской и пакистанской или режима в соседней Бангладеш. Тем самым здешних генералов просто затолкали в объятия китайцев. Теперь Пекин создает в Мьянме стратегический «наземный мост», по которому нефть, минералы и прочие товары из Африки и с Ближнего Востока пойдут напрямую в Китай через Юньнань, минуя Малаккский пролив и дежурящие поблизости американские авианосцы».

Работающих в корпунктах иностранных информационных агентств журналистов больше волновали «простые» проблемы: фактическое отсутствие в стране мобильной телефонной связи и системы кредитных карт, жесткий контроль над Интернетом и прессой, резкий рост цен на электроэнергию, который, кстати, и вызвал подавленные властями волнения в Янгоне в сентябре 2007 года. Говорили, конечно, и о назначенном на май референдуме по Конституции. Стрингер токийской газеты, японского коллегу которого застрелили во время демонстраций сентября прошлого года, заявил, что он сам и многие его знакомые - критики военного режима пойдут голосовать за этот документ. «Вы, русские, убедились, что от тоталитаризма к демократии надо переходить шаг за шагом, а не прыжками. Под руководством Горбачева вы прыгнули - и разрушили единство страны. Нам понятнее китайский путь постепенных политических реформ, следующих за улучшением экономики. Военные правители вовсе не монолитны, некоторые из них понимают неизбежность реформ и предложили «Дорожную карту к демократии». Ее ключевой этап – принятие Конституции. Если референдум не состоится или отвергнет Конституцию, то противники демократизации победят своих оппонентов и надолго запретят даже разговоры о демократии. Генералы – это не монстры буддийского ада. Они собрали страну по кускам после почти состоявшегося в конце 1980-х годов распада и теперь хотят открыть новую страницу в истории. Отсюда, кстати, и строительство города Найпьидо: наши короли часто переносили свои столицы, чтобы избавиться от демонов предыдущего правления».

Хочется верить, что Мьянма действительно вступает в новую эпоху. Несмотря на страшные последствия тайфуна, люди нашли в себе силы проголосовать за Конституцию, запустив тем самым маховик перемен. Добрые и приветливые жители этой страны заслуживают лучшей доли. Об этом они молятся в Шведагоне - главном буддийском храме страны и в «обветшалых старых храмах на дороге в Мандалей».

Юрий Тавровский.
Москва-Янгон-Мандалай-Найпьидо-Янгон-Москва.
Фото автора.


Редакция благодарит за помощь в организации поездки Департамент информации и печати МИД России, Посольство России в Мьянме и Министерство информации Мьянмы.



Фотографии к статье:


Копирайт-блок, 2006