Сегодня: 22 Апреля 2008 года

ENGLISH  |  Карта Сайта  |  Обратная Связь  


Поиск
О Журнале  |  Архив  |  Партнеры  |  Подписка  |  Контакты
АРХИВ НОМЕРОВ:

2008 год

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12


ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ:


e-mail:







Главная | Архив | Выпуск 4/2008

Российско-британские торговые отношения: от Ивана Грозного до Путина
Рубрика: Дипломатия и бизнес



Интервью с Нилом Купером, директором по России Российско-Британской торговой палаты.

- Господин Купер, Англия была первой страной, получившей постоянное присутствие в Москве. Недалеко от Кремля был построен Старый Английский двор, так называемое Английское подворье (представленное на обложке этого номера журнала «Дипломат»); оно одновременно выполняло функции посольства и торговой миссии. С тех пор дипломатия и бизнес тесно переплелись в российско-британских отношениях. Как Вы оцениваете современную ситуацию российско-британских торгово-экономических отношений на фоне политической ситуации?
- Вы абсолютно правы, начало наших дипломатических и торговых отношений датируется 1553 годом, когда Ричард Ченслор впервые приехал в Россию и установил дипломатические связи с Иваном Грозным. Почти за пять веков у нас развились очень крепкие дипломатические и деловые отношения. Конечно, если окинуть взглядом российскую историю на протяжении всех этих долгих лет, видно, что в наших отношениях были как пики, так и спады. Обычно более внимательно изучают последние 100 лет нашей истории, которые включают годы советской власти. Это самый трудный период в наших взаимоотношениях, поскольку Запад был определенно против тоталитарной идеологии Советского Союза и против его стремления ввести свой недемократический режим в других странах. Я думаю, что, возможно, именно этот аспект нашей политической истории, несмотря на то что он уже в прошлом, привел к некоторым из трудностей, возникших в наших отношениях к настоящему времени. Взгляды и представления людей, находящихся у власти в России, кардинально отличаются от взглядов и представлений западных лидеров, потому что они родились, воспитывались и получали образование в фундаментально разных системах. Когда меня спрашивают о бизнесе и политике в РБТП, моя первая реакция - сказать, что мы не говорим о политике, потому что занимаемся бизнесом. Но Вы правы, когда говорите, что полностью отделить их друг от друга невозможно, особенно в случае крупных государственных корпораций: здесь политика практически всегда влияет на бизнес.

- Не могли бы Вы подробнее рассказать о палате? Сколько ей лет?
- В 2006 году палата отмечала свое 90-летие. Мы не политическая организация. Наша палата была создана в Лондоне в 1916 году - что-то вроде клуба - небольшой группой единомышленников, бизнесменов, как российских, так и английских, и они любили и поддерживали страны друг друга. Пятеро из тринадцати членов-основателей были русскими купцами, у них в Лондоне была своя недвижимость, так что в некотором смысле они были предшественниками тех примерно 300 тыс. россиян, у которых сейчас основное место жительства - Англия. Нас не спонсирует ни Британия, ни Россия, но в то же время мы получаем ощутимую поддержку от истеблишмента обеих стран. Мы двусторонняя торговая палата. Наш попечитель, Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский, активно продвигает все русское – не только бизнес, но и многое другое, в том числе и отношения в области благотворительности, культуры и образования. Также в числе наших членов господин Юрий Федотов, Посол России при дворе Сент-Джеймса, и сэр Тони Брентон, британский Посол в Российской Федерации. Оба являются почетными президентам Палаты.

- Значит, Палата занимается активным лоббированием и в Лондоне, и в Москве?
- Нам не нравится термин «лоббировать», потому что в русском языке это слово с некоторого времени ассоциируется с незаконной деятельностью. Частично по этой причине у нас отсутствует четко организованный набор комитетов, хотя имеется достаточно свободно организованный набор рабочих групп. Мы периодически консультируемся с этими группами, интересуемся их взглядами и мнениями относительно политического, экономического и инвестиционного климата в двусторонних отношениях. Я считаю, результаты деятельности наших рабочих групп принесли немало пользы, особенно в прошлом году, когда мы передали открытое письмо недавно избранному Премьер-министру Гордону Брауну и Президенту Владимиру Путину. С помощью рабочих групп мы собрали мнения наших членов о том, что еще необходимо сделать для улучшения деловых и инвестиционных отношений. В частности, много было сказано о важности малого и среднего бизнеса и о необходимости его поддерживать. Мне кажется, в России мы об этом часто забываем, так как здесь преобладает крупный бизнес. Всегда ожидается, что будут подняты различные важные вопросы об интересах крупного бизнеса, и очень интересно узнать ряд мнений более широкого характера, в большей степени способствующих улучшению взаимного понимания культуры и языка наших стран.

- За последний год политическая ситуация изменилась к худшему. Как российский и британский бизнес может на это повлиять?
- Я считаю, лучшее, что бизнес может делать в такой ситуации, - продолжать все, как обычно. Я не думаю, что бизнесу нужно ввязываться в политику. Конечно, всем хочется лучшего политического климата. Но если посмотреть на результаты деловых отношений между нашими странами, видно, что они улучшаются из года в год. В прошлом году мы стали свидетелями рекорда западных инвестиций, а в сфере прямых иностранных инвестиций в Россию Англия была на первом месте. Как Вы уже говорили, наши дипломатические отношения насчитывают сотни лет, и, пожалуй, немного глупо, что, несмотря на то что и Британия, и Россия являются членами «большой восьмерки», между нами до сих пор остается ряд мелких, незначительных разногласий. Не соглашаться друг с другом вполне допустимо, но, по-моему, было бы гораздо разумнее со стороны дипломатов и политиков делать свои публичные заявления в менее эмоциональной форме.

- В чем выражается поддержка, которую палата оказывает своим членам, каковы ее основные формы?
- Я уже немного рассказал о наших рабочих группах, которые помогают принять к обсуждению некоторые проблемы и выразить свои взгляды на них. Основными преимуществами, которые получают члены нашей палаты, я бы назвал информационные услуги, расширенные возможности для установления деловых связей, консультации и мероприятия. Мы издаем журнал «RBCC Bulletin», это наше основное издание, выходящее в свет с 1919 года. Этот журнал очень важен, так как каждый месяц его получают более чем 12 тыс. читателей. Он двуязычный, таким образом, освещает одновременно и российские, и британские вопросы бизнеса и инвестиций и направлен на читательскую аудиторию обеих сторон. В дополнение к журналу мы делаем для наших членов еженедельный информационный обозреватель «RBCC Observer» в форме рассылки по электронной почте. Кроме того, мы ежемесячно организуем в Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге встречи членов палаты, а также регулярные семинары на различные деловые темы для членов палаты и специально приглашенных гостей. Мы предоставляем консультационные услуги для членов палаты, собирающихся приехать в Россию или выйти на рынок Соединенного Королевства. И наконец, мы проводим два крупных мероприятия в год, по одному в Лондоне и Москве, в дополнение к трем отраслевым форумам в Санкт-Петербурге.

На данный момент в палате числятся 542 компании - российские и британские. Соотношение примерно 40—60% в пользу английских, но не следует забывать, что у некоторых британских фирм есть дочерние компании в России. И еще одно важное замечание: мы открыты для всех. Сейчас к нам присоединяется все больше международных корпораций, заинтересованных в России. Поэтому мы можем сказать, обращаясь ко всем: «Добро пожаловать на борт!».





Копирайт-блок, 2006