АРХИВ НОМЕРОВ: |
 2008 год 
1
|
2
|
3
|
4
|
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ: |

|
|
|
 |
 Главная | Архив | Выпуск 4/2008
|
Дипломатия повышает конкурентоспособность России
Рубрика: Дипломатия и бизнес



Первый заместитель министра иностранных дел России А.И. Денисов ответил на вопросы журнала «Дипломат».
- Глубокоуважаемый Андрей Иванович, какую роль сыграла российская дипломатия в экономических успехах страны за последние годы?
- В последние годы российская экономика развивается стабильно высокими темпами, опережающими показатели роста ВВП большинства развитых государств. Такое положение благоприятствует в том числе и деятельности российской экономической дипломатии, ее активным усилиям по реализации внешнеэкономической составляющей нашей внешней политики, которая нацелена на содействие интеграции российских компаний в систему мирохозяйственных связей и весомому участию России в ведущих международных и региональных экономических структурах.
По превалирующему мнению наших и иностранных экспертов, усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России в обозримой перспективе будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения инновационных факторов развития в ведущих экономических державах и перестройки мирового экономического порядка. В этих условиях существенно возрастает роль внешнеэкономической политики как одного из наиболее важных факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления ее экономики, решения ключевых социальных задач.
Очевиден и тот факт, что у российской дипломатии нет альтернативы продолжению курса на активный поиск наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности российской экономики и, в частности, увеличения нашего экспорта, на полнокровное встраивание России в мировую хозяйственную систему, создание необходимой инфраструктуры для деятельности российского бизнеса на внешних рынках и защите его законных интересов за рубежом.
В этом контексте особую важность приобретают вопросы углубления взаимодействия МИД с отечественным бизнесом, совершенствования работы по дипломатическому сопровождению социально значимых проектов российских деловых кругов за рубежом.
- Каковы позитивные и негативные рычаги воздействия дипломатии на торговые и экономические отношения между странами или группами стран? Можно ли сказать, что такие рычаги применяются Россией или против России?
- По моему убеждению, «позитивных» или «негативных» рычагов воздействия дипломатии на торгово-экономические отношения в природе не существует. Дипломатия всегда имела действенные рычаги влияния на международные экономические отношения, а суть проблемы заключается лишь в том, насколько законно и в каких целях эти рычаги используются.
Разумеется, такие «мягкие» формы воздействия на торгово-экономические отношения, как дипломатическое сопровождение конкретных сделок, создание правовой инфраструктуры для расширения торгово-экономических отношений, содействие нашим деловым кругам в процессах приватизации зарубежных производственных объектов и инвестиционных тендерах, урегулирования за столом переговоров торговых и иных споров, имеющих экономическую подоплеку, как правило, воспринимаются позитивно. Однако позволю себе напомнить, что даже эти, вроде бы абсолютно безобидные, рычаги могут восприниматься как деструктивные и даже как представляющие угрозу миру. Яркий пример тому – восприятие Вашингтоном нашей линии в некоторых аспектах торгово-экономического сотрудничества с Ираном.
В России на протяжении продолжительного времени культивировался в целом негативный подход к такой «силовой» форме регулирования торгово-экономических связей, как экономические санкции. Считалось, что они являются недопустимыми в международной практике действиями, инструментом экономического шантажа и принуждения развивающихся стран. В последнее время наше восприятие этой меры существенно изменилось, и сейчас она уже не исключается при защите законных интересов России во внешнеэкономических связях.
Хотел бы особо подчеркнуть, что мы не являемся сторонниками ставки на жесткие формы отстаивания национальных интересов в международных экономических отношениях и готовы отказаться от них, как только они достигают своей цели или перестают работать. Наглядное свидетельство тому – недавний выход России из режима санкций против Абхазии. Надеемся, что и другие страны также будут вовремя инвентаризировать ранее введенные ими в одностороннем порядке санкции с точки зрения их актуальности и целесообразности дальнейшего сохранения. В данном контексте вопиющим примером несообразности может служить все еще применяемая в США в отношении России поправка Джексона-Вэника, принятая в 1970-е годы и связанная с проблемой эмиграции евреев из СССР.
Признавая в принципе право государств прибегать к экономическим санкциям в целях защиты законных национальных интересов, мы вместе с тем считаем их крайним средством и призываем к сдержанности, отказу от конфронтационности, учету всех возможных негативных последствий и тщательному анализу соответствия санкций нормам международного права.
Сегодня наибольшее число споров в области международной торговли возникает в связи с некорректным применением отдельными странами антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, предоставлением незаконных субсидий, нарушением прав интеллектуальной собственности и несоблюдением технических стандартов.
Российской дипломатии до сих пор, на мой взгляд, удавалось содействовать взаимоприемлемому решению спорных торговых вопросов со своими партнерами. При этом используется арсенал средств, прописанных в соответствующих двусторонних соглашениях, а также в российском законодательстве, которое соответствует нормам международного права.
Вместе с тем мы понимаем, что с развитием потенциала российской экономики наши экспортные товары могут сталкиваться с дополнительными торговыми барьерами на мировых рынках. И нам будет совсем не просто вести переговоры об их устранении, опираясь только на двусторонние международные договоры. Потребуется выход на многосторонние торговые правила ВТО, которые регулируют международную торговлю и возникающие споры между ее участниками. Это одна из причин, побуждающая Россию к членству в Организации. Сегодня, на пороге вступления в ВТО, для нас важно осваивать этот нелегкий многосторонний инструментарий, чтобы отстаивать свои интересы и разъяснять их нашим партнерам.
- Андрей Иванович, каковы цели и ориентиры российской дипломатии в продвижении глобальных экономических интересов России в обозримом будущем?
- Одним из приоритетов внешней политики Российской Федерации в обозримой перспективе будет оставаться содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации невозможно без широкого включения в систему мирохозяйственных связей.
Как и в прежние годы, усилия российской экономической дипломатии будут направлены на сведение к минимуму рисков для дальнейшей интеграции России в мировую экономику и обеспечение экономической безопасности страны, на формирование справедливой международной торговой системы, полноправное участие Российской Федерации в международных экономических организациях (ВТО, ОЭСР, Бреттон-Вудские институты, ЕБРР и др.), диверсификацию российского присутствия на мировых рынках путем расширения как географии внешнеэкономических связей России, так и номенклатуры экспорта.
Будет продолжена работа по противодействию торгово-политическим мерам иностранных государств, нарушающим права Российской Федерации и российских предприятий, а также дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров на зарубежных рынках. Мы намерены углублять взаимодействие с отечественным бизнесом в интересах защиты интересов России за рубежом.
Первоочередное внимание будет уделяться также реализации транзитного потенциала России в качестве «транспортного моста» между Европой и Азией, в частности проработке вопроса о стыковке российской транспортной инфраструктуры с общеевропейской.
|
|
|